## Коробка передач «автомат» Opel Omega A: устройство и принцип работы
Opel Omega A, выпущенный в 1986 году, стал одним из первых автомобилей немецкого бренда, который получил автоматическую коробку передач. Эта коробка передач, получившая обозначение GM 125, представляла собой трехступенчатую автоматическую коробку передач с гидротрансформатором.
### Устройство коробки передач
Коробка передач GM 125 состоит из следующих основных элементов:
Гидротрансформатор: Устройство, передающее крутящий момент от двигателя к коробке передач с помощью жидкости.
Планетарный редуктор: Механизм, обеспечивающий переключение передач с помощью планетарных шестерен и солнечных колес.
Насос: Компонент, обеспечивающий циркуляцию трансмиссионной жидкости в коробке передач.
Барабан переключения: Устройство, отвечающее за переключение передач.
Клапанная плита: Компонент, управляющий потоком трансмиссионной жидкости в коробке передач.
Электрический блок управления (ЭБУ): Электронный блок, управляющий работой коробки передач.
### Принцип работы
Работа коробки передач GM 125 основана на взаимодействии гидротрансформатора и планетарного редуктора.
Гидротрансформатор:
Крутящий момент двигателя передается на лопатки насоса.
Лопатки насоса вращаются, создавая циркуляцию трансмиссионной жидкости.
Жидкость попадает на лопатки турбины, которые вращаются под действием жидкости.
Турбина передает крутящий момент на вал коробки передач.
Планетарный редуктор:
Планетарный редуктор состоит из трех планетарных шестерен, солнечного колеса и ведущей шестерни.
Солнечное колесо соединяется с валом двигателя.
Планетарные шестерни вращаются вокруг солнечного колеса.
Ведущая шестерня соединяется с выходным валом коробки передач.
Переключение передач:
Переключение передач в коробке передач GM 125 осуществляется путем изменения давления трансмиссионной жидкости, подаваемой на барабан переключения.
Когда переключается на первую передачу, давление жидкости подается на барабан переключения, запирая одну из планетарных шестерен и соединяя солнечное колесо с выходным валом.
Для переключения на вторую передачу давление жидкости подается на другой барабан переключения, запирая вторую планетарную шестерню и отсоединяя солнечное колесо от выходного вала.
Для переключения на третью передачу давление жидкости не подается на барабан переключения, освобождая все планетарные шестерни и соединяя солнечное колесо с выходным валом.
Управление работой:
Управление работой коробки передач GM 125 осуществляется ЭБУ. ЭБУ получает сигналы от различных датчиков, таких как датчик скорости двигателя, датчик положения дроссельной заслонки и датчик температуры трансмиссионной жидкости. На основании этих сигналов ЭБУ определяет необходимую передачу и управляет потоком жидкости в коробке передач для переключения передач.
### Преимущества и недостатки
Преимущества:
Плавное переключение передач
Удобство управления автомобилем
Возможность выбрать режим езды (драйв, паркинг, нейтраль)
Защита двигателя от перегрузки
Недостатки:
Снижение динамических характеристик автомобиля
Более высокий расход топлива по сравнению с механической коробкой передач
Более высокая стоимость обслуживания
### Обслуживание
Для обеспечения правильной работы коробки передач GM 125 необходимо соблюдать следующее расписание технического обслуживания:
Замена трансмиссионной жидкости каждые 30 000 км или 2 года
Замена фильтра коробки передач каждые 60 000 км или 4 года
Проверка уровня трансмиссионной жидкости каждые 10 000 км или 6 месяцев