## Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-130: устройство и принцип работы
Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-130 предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, а также для изменения тягового усилия и скорости движения. Она состоит из следующих основных элементов:
— сцепление;
— коробка передач;
— карданная передача;
— задний мост;
— полуоси.
### Сцепление
Сцепление служит для кратковременного разъединения и плавного соединения коленчатого вала двигателя с коробкой передач. В ЗИЛ-130 используется однодисковое сухое фрикционное сцепление с механическим приводом. Сцепление состоит из ведущего и ведомого дисков, нажимного механизма и выжимного подшипника.
### Коробка передач
Коробка передач предназначена для изменения передаточного отношения между двигателем и ведущими колесами, а также для включения заднего хода. В ЗИЛ-130 используется механическая пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Коробка передач состоит из первичного и вторичного валов с шестернями, синхронизаторов, валов переключения передач и механизма включения заднего хода.
### Карданная передача
Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к заднему мосту. Она состоит из карданного вала и двух шарниров. Карданный вал представляет собой трубу, внутри которой проложены валы с крестовинами. Шарниры обеспечивают изменение углов между валами при качании подвески и повороте автомобиля.
### Задний мост
Задний мост служит для передачи крутящего момента к ведущим колесам и обеспечения их качения. Он состоит из главной передачи, дифференциала, полуосей и корпуса моста. Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента и изменения направления его действия. Дифференциал обеспечивает независимое вращение ведущих колес при повороте автомобиля. Полуоси соединяют дифференциал с ведущими колесами.
### Полуоси
Полуоси служат для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам. Они представляют собой валы, на концах которых закреплены ступицы колес. Полуоси вращаются в подшипниках, установленных в корпусе заднего моста и в ступицах колес.
### Принцип работы трансмиссии
При включенном сцеплении крутящий момент от двигателя передается на первичный вал коробки передач. Шестерни первичного вала входят в зацепление с шестернями вторичного вала, изменяя передаточное отношение между ними. С вторичного вала крутящий момент передается на карданную передачу, а затем на главную передачу заднего моста. Дифференциал распределяет крутящий момент по полуосям, которые передают его на ведущие колеса.
Для изменения передаточного отношения или включения заднего хода водитель перемещает рычаг переключения передач. Это приводит в действие механизм переключения передач, который соединяет или разъединяет шестерни первичного и вторичного валов. Включение заднего хода осуществляется специальным рычагом, который блокирует дифференциал и механически соединяет вторичный вал коробки передач с шестерней привода заднего хода.
Для кратковременного разъединения двигателя и коробки передач водитель выжимает педаль сцепления. Это приводит в действие выжимной подшипник, который отводит нажимной диск от ведущего диска, размыкая сцепление. Когда педаль сцепления отпускается, нажимной диск прижимает ведущий диск к ведомому, соединяя двигатель и коробку передач.