Назначение агрегатов трансмиссии автомобиля
Трансмиссия – это система механизмов и узлов, предназначенная для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Она состоит из нескольких основных агрегатов, каждый из которых выполняет определенные функции:
Сцепление
Назначение: кратковременное разъединение двигателя от трансмиссии.
Принцип работы: при выжатой педали сцепления муфта выключается, размыкая соединение между двигателем и коробкой передач. При отпускании педали муфта включается, соединяя двигатель и трансмиссию.
Коробка передач
Назначение: изменение передаточного отношения между двигателем и ведущими колесами.
Принцип работы: механизм передач состоит из шестерен разного диаметра, которые можно включать в зацепление. За счет этого меняется скорость вращения ведущих колес относительно скорости вращения двигателя.
Типы коробок передач:
Механическая: водитель вручную переключает передачи.
Автоматическая: передачи переключаются автоматически в зависимости от скорости и нагрузки на двигатель.
Вариатор: обеспечивает плавное изменение передаточного отношения без прерывания потока мощности.
Карданная передача
Назначение: передача крутящего момента от коробки передач к ведущим колесам, расположенным на значительном расстоянии от нее.
Принцип работы: состоит из карданного вала, который вращается с одним угловым отклонением по отношению к осям входного и выходного валов.
Типы карданных передач:
Открытая: карданный вал находится вне кожуха.
Закрытая: карданный вал заключен в кожух, заполненный смазкой.
Главная передача
Назначение: изменение крутящего момента и направление его на ведущие колеса.
Принцип работы: обычно состоит из пары шестерен – ведущей и ведомой. Ведущая шестерня соединена с карданным валом, а ведомая – с дифференциалом.
Типы главных передач:
Коническая: оси ведущей и ведомой шестерен пересекаются.
Гипоидная: ось ведущей шестерни расположена ниже оси ведомой шестерни.
Червячная: ведущая шестерня выполнена в виде червяка, а ведомая – в виде зубчатого колеса.
Дифференциал
Назначение: распределение крутящего момента между ведущими колесами, обеспечивая им возможность вращаться с разными скоростями при поворотах или движении по неровным поверхностям.
Принцип работы: состоит из трех шестерен – той, которая получает крутящий момент от главной передачи, и двух, которые передают его на ведущие колеса. Шестерни могут свободно вращаться относительно друг друга, выравнивая скорости вращения колес.
Типы дифференциалов:
Свободный: позволяет колесам вращаться с разной скоростью.
Блокируемый: фиксирует скорость вращения колес, обеспечивая лучшую проходимость на бездорожье.
Самоблокируемый: блокируется автоматически при пробуксовке одного из колес.
Полуоси
Назначение: передача крутящего момента от дифференциала к колесам.
Принцип работы: представляют собой валы, которые соединяют дифференциал с колесами.
Шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы)
Назначение: передача крутящего момента на колеса, которые могут поворачиваться относительно оси вращения.
Принцип работы: состоят из набора шариков, помещенных в обойму. Шарики передают крутящий момент, позволяя колесам вращаться с разными угловыми скоростями.
Задний мост (для автомобилей с задним приводом)
Назначение: объединяет в себе главную передачу, дифференциал, полуоси и ШРУСы, образуя единый узел задней оси.
Принцип работы: аналогичен принципу работы отдельных агрегатов.
В целом, все агрегаты трансмиссии работают совместно для обеспечения эффективной передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, что позволяет автомобилю двигаться с различными скоростями и в разных условиях.