## Трансмиссия ВАЗ 2105: устройство и ремонт
### Описание и назначение трансмиссии
Трансмиссия в автомобиле ВАЗ 2105 предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам, а также для изменения величины и направления этого момента в зависимости от условий движения. Она состоит из следующих основных узлов:
— Сцепление — служит для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии, необходимого при переключении передач, трогании с места и торможении двигателем.
— Коробка передач (КПП) — предназначена для изменения передаточного отношения между двигателем и ведущими колёсами, что позволяет оптимизировать тягово-скоростные характеристики автомобиля.
— Карданный вал — передаёт вращение от КПП к заднему мосту.
— Задний мост — обеспечивает передачу вращения от карданного вала к задним колёсам и изменение крутящего момента в зависимости от нагрузки.
### Устройство сцепления
Сцепление ВАЗ 2105 является фрикционным однодисковым с периферийным расположением цилиндрических пружин. Состоит из следующих элементов:
— Ведущий диск — соединен с маховиком двигателя и имеет на своей поверхности фрикционные накладки.
— Ведомый диск — соединен с первичным валом КПП и также имеет фрикционные накладки с другой стороны.
— Нажимной диск — расположен между ведущим и ведомым дисками и прижимает их друг к другу, передавая крутящий момент от ведущего диска к ведомому.
— Диафрагменная пружина — обеспечивает прижим нажимного диска к ведущему и ведомому дискам.
— Выжимной подшипник — воздействует на диафрагменную пружину, отводя нажимной диск от ведомого и размыкая сцепление.
### Устройство коробки передач
КПП ВАЗ 2105 имеет 4 передачи для движения вперед и одну — для движения назад. Состоит из следующих элементов:
— Первичный вал — принимает крутящий момент от сцепления и передает его на вторичный вал через промежуточный вал и шестерни.
— Вторичный вал — передает крутящий момент на карданный вал.
— Промежуточный вал — служит для изменения направления передачи крутящего момента и имеет шестерни для включения передач.
— Синхронизаторы — обеспечивают плавное включение передач без ударов.
— Механизм переключения передач — позволяет водителю выбирать необходимую передачу.
### Устройство карданного вала
Карданный вал ВАЗ 2105 состоит из двух трубчатых секций, соединенных карданным шарниром. Обеспечивает передачу крутящего момента под изменяющимся углом между КПП и задним мостом.
### Устройство заднего моста
Задний мост ВАЗ 2105 имеет неразъемный стальной картер, внутри которого размещены элементы главной передачи и дифференциала.
— Главная передача — состоит из пары шестерён, передающих крутящий момент от карданного вала к полуосям. Применяется гипоидная главная передача с передаточным отношением 4,1.
— Дифференциал — механизм, обеспечивающий разность угловых скоростей колёс при прохождении поворотов.
### Неисправности трансмиссии ВАЗ 2105
Основные неисправности трансмиссии ВАЗ 2105 включают:
— Пробуксовка сцепления — возникает при износе фрикционных накладок или неисправности выжимного механизма.
— Затрудненное включение передач — может быть вызвано износом синхронизаторов, неисправностями механизма переключения передач или деформацией деталей КПП.
— Шум и вибрация в трансмиссии — могут быть вызваны износом подшипников, деформацией или дисбалансом деталей карданного вала или заднего моста.
— Течь масла — может возникнуть из-за повреждения сальников или прокладок.
— Закусывание ШРУСов — возникает при износе или повреждении шарниров равных угловых скоростей, используемых в переднеприводных модификациях ВАЗ 2105.
### Ремонт трансмиссии ВАЗ 2105
Ремонт трансмиссии ВАЗ 2105 требует специальных навыков и оборудования. Основные этапы ремонта включают:
— Диагностика — выявление неисправностей с помощью визуального осмотра, прослушивания и тестовой поездки.
— Снятие и разборка узла — снятие сцепления, КПП, карданного вала или заднего моста и их разборка.
— Замена или ремонт деталей — замена изношенных или поврежденных деталей на новые или восстановленные.
— Сборка и установка — сборка узла в обратной последовательности и его установка на автомобиль.
— Регулировка — регулировка зазоров и натяжений в сцеплении, КПП, карданном валу или заднем мосту.
Для продления срока службы трансмиссии ВАЗ 2105 рекомендуется:
— Своевременно проводить техническое обслуживание, включая замену масла и фильтров.
— Избегать резких ускорений и торможений с пробуксовкой.
— Вовремя устранять даже незначительные неисправности трансмиссии.
— При необходимости обращаться к квалифицированным специалистам для проведения ремонта.