## Устройство трансмиссии грузового автомобиля
### Назначение и виды трансмиссии
Трансмиссия — это механизм, передающий крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Она предназначена для:
— изменения направления вращения крутящего момента;
— изменения величины крутящего момента;
— запуска двигателя от стартера;
— изменения скорости вращения ведущих колес;
— отключения двигателя от других механизмов.
По типу трансмиссии грузовые автомобили делятся на:
— механические;
— автоматические;
— гидромеханические;
— электрические.
## Механическая трансмиссия
Механические трансмиссии наиболее распространены на грузовых автомобилях. Они состоят из следующих элементов:
— сцепление;
— коробка передач;
— карданная передача;
— главная передача;
— дифференциал;
— полуоси.
### Сцепление
Сцепление передает крутящий момент от маховика двигателя к коробке передач. Оно размыкается и замыкается с помощью педали.
### Коробка передач
Коробка передач позволяет изменять величину и направление передаваемого крутящего момента. Она состоит из шестерен, расположенных на валах. Валы могут быть соединены между собой через шестерни, либо вставляться друг в друга по принципу телескопа.
### Карданная передача
Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче. Она состоит из карданного вала, соединенного с коробкой передач и главной передачей карданными шарнирами.
### Главная передача
Главная передача увеличивает крутящий момент и передает его на дифференциал. Она состоит из пары шестерен — ведущей и ведомой.
### Дифференциал
Дифференциал позволяет колесам ведущей оси вращаться с разными скоростями. Он состоит из двух полуосевых шестерен, которые соединены между собой сателлитами.
### Полуоси
Полуоси передают крутящий момент от дифференциала к колесам.
## Автоматическая трансмиссия
Автоматические трансмиссии не требуют ручного переключения передач. Они состоят из:
— гидротрансформатора;
— планетарной коробки передач;
— гидравлических механизмов управления.
### Гидротрансформатор
Гидротрансформатор передает крутящий момент от двигателя к коробке передач и позволяет плавно изменять его величину. Он состоит из трех колес — насосного, турбинного и реактивного.
### Планетарная коробка передач
Планетарная коробка передач изменяет скорость и направление вращения крутящего момента. Она состоит из солнечной шестерни, водила, планетарных шестерен и ленточных тормозов.
### Гидравлические механизмы управления
Гидравлические механизмы управления обеспечивают автоматическое переключение передач в зависимости от нагрузки на двигатель и скорости движения автомобиля.
## Гидромеханическая трансмиссия
Гидромеханические трансмиссии сочетают в себе механическую и автоматическую трансмиссии. Они состоят из:
— гидротрансформатора;
— механической коробки передач;
— механизмов автоматического переключения передач.
## Электрическая трансмиссия
Электрические трансмиссии передают крутящий момент от двигателя к ведущим колесам с помощью электрического тока. Они состоят из:
— электрогенератора;
— тяговых электродвигателей;
— силовых кабелей.
### Электрогенератор
Электрогенератор преобразует механическую энергию двигателя в электрическую.
### Тяговые электродвигатели
Тяговые электродвигатели преобразуют электрическую энергию в механическую и передают ее на ведущие колеса.
### Силовые кабели
Силовые кабели передают электрический ток от электрогенератора к тяговым электродвигателям.